Детство без игрушек
4.08.2014
Грустное звучание этой фразы означает всего лишь забавный опыт нескольких детских садов Германии. Нынешние дети постепенно перестают нуждаться в социуме, в общении со сверстниками. Одной из причин, специалисты по детской психологии, считают наличие самодостаточных игрушек, способных заменить ребенку коллектив. Именно поэтому у подростков возникают серьезные психологические проблемы с адаптацией к взрослой жизни.
Как оказалось, вопреки ожиданиям, дети ничуть не страдали, оказавшись без игрушек. Наоборот, вели себя очень активно, включая в игру совершенно не игровые предметы - коробочки, палочки, домашнюю утварь, придумывая сюжеты и проявляя непривычную фантазию. Именно в этих играх возрастала роль партнера, появлялась необходимость коллектива и каждому отводилась своя роль.
Впервые идея стала реализовываться в Баварии в 90-х годах. Отношение родителей поначалу было скептическим, однако затянувшийся "игрушечный отпуск" показал, что дети стали коммуникабельнее, научились общаться более уверенно, почувствовали прелесть дружбы и совместных игр. Особенно позитивно это сказалось на развитии речи. Впечатленные прогрессом родители в большинстве решили продолжать эксперимент и дома, устраивая для игрушек небольшие каникулы. Забавно, что за все время никто из детей не пожаловался на скуку. А на вопрос, каких игрушек им не хватает, дети в основном называли конструкторы ЛЕГО, куклы и кубики - именно те игрушки, которые требуют активности.
Можно по-разному относиться к этому опыту. Стоит задуматься - почему талантливые взрослые очень редко являются выходцами из обеспеченных семей, в которых дети имели лучшие игрушки и все условия для развития. Не потому ли, что в тепличных условиях нет необходимости развивать способности и фантазию?