Сколько лет Новому году
6.10.2012
Праздник Новый год Петуха давно прочно вошел в обиход, поэтому ответить на вопрос о том, насколько давно он появился и сколько лет его празднуют, достаточно сложно, хотя не менее интересно. Несомненно, этот праздник имеет древние языческие корни и имел несколько иное, нежели сейчас, значение. По мнению исследователей, начало нового года стали отмечать еще до нашей эры, приблизительно три тысячи лет тому назад.
Скорее всего, обычай пошел из Месопотамии, места зарождения одной из древних цивилизаций. Праздник означал наступление нового года, то есть времени, когда зима отступала, земля и природа возрождалась, а почва снова становилась плодоносной и благодатной. Проще говоря, раньше новый год начинался с первых дней весны. Немного позже другие народы переняли обычай празднования первых теплых дней или начала первых посевных (полевых) работ. У древних славян празднование нового года сопровождалось «проводами» зимы, сжиганием чучела, плясками и пиршеством, которое должно было символизировать возрождение природы, победой тепла над холодом и добра над злом. Чуть менее распространенной традицией было «возжигание огня», когда в ночь нового года во всех домах сушились свечи, печи, лучины и огни, возжигался новый «новорожденный» огонь, который разносился по домам и символизировал начало нового 2017 года, новой жизни, нового цикла природы и человека.
Сколько лет Новому году можно узнать и по другим, официальным источникам – из римской хроники. Римский император Юлий Цезарь стал первым человеком (правителем), который принял новый год как официальный праздник в 46 веке до нашей эры, введя в обиход 1 января. Примерно в это же время был реформирован римский календарь и тогда же был введен юлианский. На Руси новый год весной отмечали до 1492 года. С этого времени и почти на триста лет у нас празднование нового года было перенесено на сентябрь. Логика была проста – в это время во всем государстве проводились сборы дани (пошлин). Празднование в первое января вернул Петр Первый, он же изменил летоисчисление, введя в обиход светские аспекты праздника. Тогда же отсчет времени стали вести не от сотворения мира, как прежде, а от Рождества Христова.