Военная религия
13.02.2017
Гонения на религию были всегда и во многих странах. Они проявлялись по-разному, но почти всегда это было настоящее горе для церковного люда. Но бывало так, что без благословения никуда…
До начала Великой Отечественной войны или как сейчас стало модно называть – «Второй мировой», церковь в СССР существовала практически полулегально. Многие храмы были снесены и на их месте строили всё что заблагорассудится: рестораны, жилые дома, бассейны. Если службы и шли, то только в тех местах, где была уверенность, что никто не помешает провести их спокойно. Официально к концу 30-х годов считалось, что с влиянием церкви на нового человека – коммуниста, - полностью покончено. Страдали не только храмы с большими вековыми историями, но страдали и люди. Много священников сгинуло в ГУЛАГе, многих расстреливали прямо в здании суда. И это было страшное деяние, которое может быть, когда нибудь и проститься. Но многие из церковников не понимали, как бывший церковник, а Сталин учился в духовной семинарии и практически готовил себя для служения Богу, может вот так поступать со своими идейными братьями. А вождь молчал, и молча просматривал списки расстрелянных священников.
Но когда наступила война, именно он предложил членам Верховной Ставки возобновить деятельность церкви. Зачем? Просто как церковник он понимал, что в такой беде именно вера поддержит дух не только советского воина, но и тех, кто остался в оккупации и в тылу. А ведь он оказался прав, народ не просто пошёл, а хлынул в оставшиеся целыми храмы. Вождь же предложил церковникам вновь создать Синод и выбрать патриарха. Всё это делалось быстро, в течение нескольких недель. Мало того, Сталин лично встречался с ними и спрашивал, чем он может помочь. Такая встреча была до недавнего времени просто немыслима, а тут сам позвал, предложил выпить чаю, лично подготовил поздравления военным и неспешно были обговорены все проблемы духовенства.
И что всех совсем удивило, особенно в свите вождя, что в своей первой речи после начала войны он применил церковную фабулу обращения: «Братья и сёстры!». Это тоже считалось крамольным, но сам он посчитал, что это будет максимально ближе к народу. И снова попал в точку! Народ сплотился. Именно такое родное обращение сыграло не маловажную роль в создании духа героя на территории оккупации.
После войны вроде бы всё осталось, как было во время, но всё-таки слегка задвинули церковь на задворки. Храмы посещались, но как бы тайно, чтобы поменьше афишировать. Настоящее возрождение церкви на пространстве именуемое СССР началось после того, как этой страны не стало.